Поднимите руку кого ни разу не шокировали свободные нравы древнего Рима. Культура людей того времени и впрямь ощутимо отличалась от привычных нам сегодня устоев. Особенно это касается сексуальной жизни римлян. Но так ли она разница с нашей? На самом ли деле они жили в условиях абсолютной сексуальной свободы? Что же вообще тогда происходило? Попробуем в этом разобраться.
Понимание древними римлянами сексуальности, уходит корнями в религиозные и культовые обряды. Тогда люди занимались в основном земледелием. Поэтому божества плодородия имели для них особое значение. Это сказывалось еще и на семейной жизни. Одним из главных таких покровителей был Мутун Тутун. Изображали которого с гипертрофированными мужскими половыми органами. Это было символом, как плодородия земли, так и деторождения. Неудивительно, что обряды с участием Мутун Тутун носили сексуальный характер.
Например невесты, в свою первую брачную ночь, приходили к нему чтобы отдать невинность. А заодно заручится помощью высших сил в замужней жизни. Помимо Мутуна Тутуна в Римском пантеоне богов были и божества связанные с сексуальностью напрямую. Так женское начало олицетворяла богиня Юнона, а мужскую силу Гик. Был еще Янус - бог начинаний, он открывал путь семени для зачатия.
Такая взаимосвязь была характерна для многих древних культур. Однако римскую от них отличало наиболее прогрессивное представление о сексуальности и эротизме. Впрочем без влияния других стран здесь все же не обошлось. Многочисленные контакты с другими народами внесли много нового в представление римлян, не только о божественном. И в первую очередь свой след оставила древняя Греция.
Развитая греческая культура была богата на божества, тесно связанными с восприятием любви и славилась воспеванием мужского и женского тела. В результате греческого влияния, в жизни римлян появилась Венера - богиня любви, а также божества Приап и Либер. Венера в Риме приобрела свои особые черты. Она считалась матерью римского народа. Приап, как и Тутун, был божеством плодородия и деторождения, помощником на случай сексуальных расстройств. Поклонение Приапу выражалось в празднествах, которые со слов некоторых античных авторов, носили крайне развратный характер.
Культ Либера тоже сопровождался праздниками, мистическими вакханалиями. Одна из форм проводилась строго секретно, с распитием вина, оргиями и жертвоприношениями.
Греция привнесла в жизнь римлян изобразительное искусство, скульптуру, где без какого-либо стеснения демонстрировались чувственные образы женщин и мужчин. Разумеется культура древнего Рима существовала в самых разных проявлениях.
На Рим повлияла не только Греция. Такие божества, как Исида и Кибела, с которыми связаны сексуальные практики, оказались заимствованы из Азии. Принято считать, что именно переплетение множества сторонних культов с местными нравами определило уникальность римского восприятия сексуальности. Казалось, в периоды римской республики и империи царила сексуальная вседозволенность, однако много ли в действительности могли себе позволить римляне.
С момента образования Рима и до начала кризиса в римской республике, общество придерживалось довольно стандартного образа жизни. Основой был патриархат. Мужчины олицетворяли мужество и добродетель, а женщины скромность и верность. При этом роль женщины оставалась достаточно значимой. С развитием государственности отношения пар начали регулироваться не только с религиозной, но и с политической точки зрения. Считалось, что деторождение обеспечивает благополучие и процветание государства. Секс в принципе не являлся чем-то постыдным, а рамки дозволенного были гораздо шире тех, что существовали в более позднее время в христианских государствах.
Мужчинам позволялось вступать во внебрачные связи. Не только с противоположным, но и с собственным полом. Понятие гомосексуальности и гетеросексуальности в целом отсутствовали. Однако границы все же были. Например однополая связь не попирала мужественности римлянина, при условии, что он доминировал в этих отношениях. Вступать во внебрачные связи дозволялось только с негражданами Рима и людьми с низким социальным статусом, рабами или теми кто зарабатывал проституцией.
Проституция в Риме кстати была легализована. Разрешение на деятельность выдавалось государством. А репутация мужчины, который состоял в связи с другими мужчинами или проститутками, не подрывалась. Кажется вот она свобода. Однако в римском обществе существовали и негласные законы. Граждане которые не знали меры активно порицались. Неспособность обуздать свои желания воспринималась как слабость, а значит исключало для такого мужчины возможность участвовать в государственных делах и быть достойным представителем гражданского общества. |